Главная » Как путешествовать » Авиабилеты » Как проверить визовые требования в базе Timatic

Как проверить визовые требования в базе Timatic

Стойки регистрации в аэропорту Хошимина

Timatic — база данных, с помощью которой авиакомпании проверяют визовые и другие требования страны назначения при регистрации пассажира. Расскажу, как ей пользоваться (через сайты Emirates, Qatar Airways и IATA), какие у нее недостатки и где еще смотреть правила въезда.

Что такое Timatic

Timatic («Тиматик») расшифровывается как Travel Information Manual Automatic. Эту базу данных в 1963 году создала IATA — Международная ассоциация воздушного транспорта, куда входят крупнейшие авиакомпании мира. База существует в виде программного обеспечения и, по старой традиции, в виде книги.

При помощи «Тиматика» авиакомпании проверяют требования страны назначения (и транзита, если он имеет место) для каждого пассажира: нужна ли виза, сколько должен действовать паспорт, нужен ли обратный билет и, например, прививка от желтой лихорадки. Происходит это на стойке регистрации в аэропорту — сотрудник вбивает данные пассажира в программу на компьютере или смартфоне.

ПО Timatic обновляют ежедневно (в среднем вносят около 70 правок в сутки), книгу — раз в месяц. Информацию IATA берет с сайтов консульств, погранслужб, МИД, минздрава и других ведомств.

Как проверить правила въезда через Timatic

База Timatic, повторюсь, предназначена для авиакомпаний. Доступ стоит $180 в год. Но некоторые авиакомпании бесплатно открыли частичный доступ к «Тиматику» для обычных пользователей на своих сайтах.

На сайте Emirates

Emirates — флагманский перевозчик ОАЭ. На сайте авиакомпании Timatic находится по адресу emirates.com/english/before-you-fly/visa-passport-information/.

Чтобы проверить визовые требования, нужно выбрать гражданство и страну назначения. Место постоянного проживания (residency) указывать необязательно.

На следующей странице увидите результат. Важные разделы там — это Travel Document Validity (срок действия паспорта — например, для Турции это 120 дней на момент въезда), Visa Requirements (нужна ли виза), Return/Onward Ticket Requirements (требуется ли обратный билет или билет в третью страну — например, он обязателен при путешествии в Намибию).

В целом пользоваться «Тиматиком» от «Эмирейтс» удобно — он простой и быстрый. Но это все же усеченный вариант базы — например, в нем нет информации о том, спрашивают ли в стране назначения справку о вакцинации от желтой лихорадки.

«Тиматик» от «Эмирейтс»: стартовая страница
В «Тиматике» от «Эмирейтс» можно задать до пяти стран транзита

На сайте Qatar Airways

Qatar Airways — флагманский перевозчик Катара. На его сайте Timatic лежит тут: qatarairways.com/en/travel-alerts/requirements.html.

Необходимо заполнять все поля: Destination (страна, куда летите), Citizenship (гражданство), Country of departure (страна, откуда вылетаете), Country of residence (место постоянного проживания) и Document type (по умолчанию — обычный загранпаспорт, passport normal). В поле Transit country/region можно указать только одну страну транзита.

Дальше нажимаем Submit и получаем четыре вкладки — Visa (тут же написано про обратный билет), Passport, Health (раздел про прививки) и Customs (таможенные правила).

«Тиматик» от Qatar Airways: страница с результатами поиска
В «Тиматике» на сайте Qatar Airways больше полезной информации, чем у Emirates

На сайте IATA

Сама IATA открыла бесплатный доступ к сильно ограниченной по функционалу версии Timatic на своем сайте iatatravelcentre.com. Эта версия отличается от того, что вы встретите на сайтах Emirates и Qatar Airways. Так, в самом начале нужно указывать аэропорты и Duration of stay — продолжительность поездки. На второй странице заполняют такие поля: Country/Territory of nationality (гражданство), Country/Territory of residence (место постоянного проживания) и I am traveling as/on (по умолчанию — Tourist/Vacation). А чтобы узнать условия транзита, придется выбирать пункт Multicity и отдельно вбивать оба рейса.

«Тиматик» на сайте IATA: страница с результатами поиска
Версия «Тиматика» на сайте IATA — самая малосодержательная из всех общедоступных

Аналоги Timatic

У «Тиматика» есть аналоги, разработанные не IATA. Расскажу о двух наиболее известных — TravelDoc и Sherpa. Важный момент: хотя некоторые авиакомпании добавили их на свои сайты, на стойках регистрации они все равно используют Timatic.

TravelDoc

Программное обеспечение TravelDoc разработала команда ICTS Europe Systems. На официальном сайте (traveldoc.aero) следует заполнить такие поля: My travel document is (ставим Passport), My nationality is (гражданство), I’m leaving from (страна вылета) и I’m going to (страна назначения). При необходимости можно добавить транзитную точку.

На странице результатов увидите информацию о визе и некоторые мелочи вроде срока действия паспорта. ICTS Europe Systems сотрудничает с iVisa и посылает на сайт этой компании оформлять электронные визы, если есть такая возможность.

TravelDoc: стартовая страница
Стартовая страница сервиса TravelDoc: заполняем поля и жмем Check requirements

Версия TravelDoc со старым интерфейсом находится по адресу klm.traveldoc.aero (тем не менее она получает все те же апдейты, что и новая версия). KLM — это флагманский перевозчик Нидерландов. На странице результатов увидите информацию о визе (Travel requirements), прививках (Health), таможенных правилах (Customs). Еще там выводится полезный раздел Links, где собраны ссылки на сайты ведомств — можно сходить и проверить лично.

Многие путешественники считают, что klm.traveldoc.aero — это «Тиматик» от KLM. Это не так. В TravelDoc, в отличие от Timatic, нередко встречаются ошибки, одна из них — на скриншоте ниже.

KLM TravelDoc: страница с результатами поиска
KLM TravelDoc ошибочно указывает, что россиянам при путешествии в Египет нужно показывать на стойке регистрации обратный билет

Sherpa

ПО Sherpa развивает компания Visa Run. Официальный сайт — apply.joinsherpa.com/travel-restrictions. Сервис встроен в сайты некоторых авиакомпаний — например, British Airways, Condor и Gulf Air.

Подобно TravelDoc, Sherpa дает необходимый минимум информации и предлагает помощь в оформлении электронных виз. Будьте внимательны: ошибки у Sherpa тоже встречаются.

Стартовая страница сервиса Sherpa
Сервис Sherpa прост в использовании: указываем, откуда и куда летим, какое гражданство и цель визита — Tourism или Business

Какие сложности могут возникнуть

Некомпетентный сотрудник

Сотрудник на стойке регистрации в аэропорту может оказаться некомпетентным. Допустим, перелет со стыковкой в третьей стране. Малоопытный сотрудник вполне может вбить в Timatic не перелет с указанием транзита, а два перелета отдельно. Сравните:

  • Вариант 1: Каир — Сингапур — Бангкок. При транзите через Сингапур для россиян виза не нужна.
  • Вариант 2: Каир — Сингапур и Сингапур — Бангкок. Два перелета, которые вбили отдельно. В таком случае система покажет, что виза для Сингапура нужна.

Выход, как и в любой спорной ситуации, — звать старшего сотрудника (менеджера).

Еще порой, даже не запуская Timatic, сотрудник на стойке может потребовать обратный билет, когда он не нужен. Выход — зовем старшего, чтобы тот попросил «младшего» воспользоваться «Тиматиком».

Или такая ситуация: обратный билет требуется, и он у вас есть, но от другой авиакомпании. Сотрудник на стойке может начать доказывать, что билет обязательно должен быть от той же авиакомпании, которая везет вас «туда». Дальше вы знаете: опять зовем старшего. Обычно менеджеры более опытные и в очевидных случаях встают на сторону пассажира.

Наконец, возможно следующее: с вас спросят прививку от желтой лихорадки. Например, информация о том, нужна справка или нет (в конечной стране) при транзите через эндемичную страну, отображается в полной версии «Тиматика», к которой у вас доступа нет. В этом случае распечатайте и возите с собой документ ВОЗ “Countries with risk of yellow fever transmission and countries requiring yellow fever vaccination”. Там четко указано, когда справка требуется и когда нет. «Тиматик» ссылается на этот же документ. Если сотрудник на регистрации будет настаивать, продемонстрируйте ему список ВОЗ. Подробнее о желтой лихорадке и прививочном сертификате расскажу в будущем в другой статье.

Наземный или морской погранпереход

Timatic предназначен для авиакомпаний, и отраженные в системе требования применяются только для аэропортов. Между тем на наземных и морских погранпереходах могут действовать другие правила въезда.

Один из ярких примеров для россиян в данном случае — Сенегал:

  • при въезде по воздуху виза ставится по прилете (в «Тиматике» указано: Nationals of Russian Fed. can obtain a visa upon arrival for a maximum of 1 month), и это подтверждают отзывы путешественников;
  • при пересечении границы по суше визу «по прибытии» не делают, надо оформлять ее заранее — например, в консульстве Сенегала в Касабланке, Марокко.

Интересно, что МИД Сенегала не публиковал официальных разъяснений насчет этой ситуации. Получается, что пограничники на КПП разного типа руководствуются разными инструкциями.

Напоследок отмечу, что целиком полагаться на Timatic нельзя, даже если перемещаетесь по миру только на самолетах. Перепроверяйте визовые требования и другие правила въезда в дополнительных источниках — например, на российском Консульском информационном портале и на сайте дипмиссии той страны, куда направляетесь.

* Статья обновлена в октябре 2025.

Подписаться
Сообщать о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Прокрутить вверх