Распространенное утверждение о том, что по Намибии можно перемещаться только на автомобиле, не соответствует действительности. Почти во все города и до большинства природных достопримечательностей можно добраться на шаттлах, автобусах и маршрутках или скомбинировав общественный транспорт с такси или экскурсией.
Шаттлы
Шаттл — это комфортабельная маршрутка. Шаттл нормально выглядит, оборудован кондиционером, ходит по четкому расписанию. Можно ехать с большими чемоданами — багаж складывают в прицеп.
Шаттлы иногда работают по принципу «от двери в точке А до двери в точке Б», то есть собирают пассажиров по одному в городе отправления и потом развозят по адресам в городе назначения. Но чаще они все же придерживаются правила «от двери в точке А до конкретной остановки в точке Б».
Расписание уточняют на сайтах перевозчиков. Место нужно бронировать по телефону или e-mail. Оплата — наличными водителю. Если передумаете ехать — сообщите об этом хотя бы за день. Да они и сами о себе напомнят ровно за 24 часа — напишут смс с вопросом, подтверждаете бронь или нет.
Цены тоже можно посмотреть на сайтах. Например, поездка из Виндхука в Свакопмунд (362 км) обойдется в 300 NAD. Из Виндхука в Ошакати (713 км) — в 550 NAD.
Карта направлений
На карте отметила, между какими городами ходят шаттлы. Самый популярный маршрут — из Виндхука в Свакопмунд и соседний с ним Уолфиш-Бей. Менее востребованы шаттлы на север, в Цумеб и Ошакати. Цумеб — ближайший город к нацпарку «Этоша», оттуда удобно ездить с экскурсией на однодневное сафари.
В южной половине страны шаттлов почти нет. В 2021-2022 гг. из Китмансхупа в Виндхук и обратно возил пассажиров Future Shuttle, позже закрывшийся. Надеюсь, у него когда-нибудь появится замена.
На маршруте Людериц — Китмансхуп работает Bostander Transport. У этих шаттлов есть второе название — Aunty Anna, в честь основательницы компании Анны Бостандер.
Автобусы
Автобусы в Намибии менее распространены, чем шаттлы и маршрутки. Я буду говорить только об одном надежном перевозчике — Intercape.
Вообще Intercape — южноафриканская компания, я множество раз каталась на этих автобусах по ЮАР. Они отходят по расписанию, приходят — как правило, тоже. Расписание смотрят на сайте intercape.co.za и там же покупают билеты, если есть иностранная банковская карта. В противном случае, с наличными, нужно идти в центральный офис в Виндхуке или обращаться в местные турагентства.
У Intercape в Намибии мало маршрутов. Два внутренних отходят из столицы на север, в Оутапи и Ошиканго. По пути автобус останавливается в Цумебе. Ошиканго — город на границе с Анголой, которая недавно стала безвизовой для россиян.
Еще три маршрута — международные: Виндхук — Кейптаун (ЮАР), Виндхук — Апингтон (ЮАР) и Виндхук — Ливингстон (Замбия). Автобусы, следующие в ЮАР, делают остановку в Китмансхупе, где туристы посещают Лес колчанных деревьев и Игровую площадку гигантов. А автобус Виндхук — Ливингстон заглядывает в города Рунду и Катима-Мулило.
Вот примеры цен: Виндхук — Китмансхуп — от 400 NAD, Виндхук — Ошиканго — 550 NAD, Виндхук — Катима-Мулило — 750 NAD.
Карта направлений
На карте обозначила центральный офис Intercape в Виндхуке и остановки в более-менее крупных городах. Остановками обычно служат заправки Engen и Shell. Порой они расположены в неожиданных местах — например, Intercape выгружает пассажиров не в самом Китмансхупе, а на заправке Engen за городом.
Маршрутки
Маршрутки — самый массовый общественный транспорт в Намибии. Кондиционером обычно не оснащены. Зато дешевые: например, поездка из Виндхука в Людериц стоит 300 NAD, из Виндхука в Китмансхуп — 180 NAD.
Сетка маршрутов покрывает всю страну. Расписания в интернете вы не найдете. Чтобы гарантированно уехать, приходите на остановку рано утром.
Карта направлений
На карте обозначила только важные остановки маршруток — две в Виндхуке, в Китмансхупе, Людерице и Рунду. На севере страны вы прекрасно обойдетесь без всяких маршруток, а вот на юге их надо обязательно держать в уме — ситуация с транспортом там хуже.
В столице важно прийти на правильную остановку: маршрутки на север отъезжают с заправки Monte Christo, на юг и к атлантическому побережью — с заправки Rhino Park.
Поезда
Поезда — самый медленный общественный транспорт в Намибии: расстояние, которое шаттлы, автобусы и маршрутки пролетают за 4–6 часов, поезд невозмутимо преодолевает за 12.
Железными дорогами заведует TransNamib. С начала 2021 года регулярного пассажирского сообщения нет. Одна из причин — плохое состояние путей.
В конце 2022 — начале 2023 вводили специальные поезда, чтобы на праздники люди могли попасть к близким. Поезда ходили между Виндхуком и городами на севере, западе и юге — Ошиканго, Уолфиш-Беем и Китмансхупом. Билеты стоили 200 NAD, кроме поезда Виндхук — Ошиканго — 300 NAD. Купить их можно было только на станциях. Если пассажирские перевозки возобновят, TransNamib напишет об этом в «Твиттере» (twitter.com/transnamib).
Карта направлений
На карте собрала действующие пассажирские станции.
Самолеты
В Виндхуке два аэропорта — Хосеа Кутако и Эрос. Хосеа Кутако — международный, Эрос — для внутренних рейсов.
Из Эроса летают, например, в Людериц и Уолфиш-Бей. Такси из центра города в Эрос стоит 30–35 NAD.
Я сравниваю цены на билеты на Aviasales и «Трипе». На «Трипе» получается немного дешевле. Но все равно выходит дорого: так, за часовой перелет Виндхук — Людериц придется отдать ₽15 000. Это плата за комфорт — на прямой маршрутке из столицы в город-мираж на побережье ехать 8-9 ч. Также актуально воспользоваться самолетом при нехватке времени.