Местные говорят, что стамбульская система общественного транспорта хороша только для туриста — ко всем интересным местам можно попасть с легкостью (и я это подтверждаю), а вот если работаешь в городе, то ситуация выглядит совсем иначе. Часто необходим автомобиль, а вместе с ним в жизни появляется и изнуряющий (и ошеломляющий!) трафик. Судя по всему, сравнимый с московским.
Что есть в Стамбуле?
🛳 Моя любовь — это, разумеется, паромы
Как видно по фото, даже в самый ветреный день меня сложно было согнать с палубы внутрь погреться. Потому что восхитительно красиво вокруг! 💙
Паромы разные, курсируют в основном между европейской (левой от Босфора: исторический и деловой центры) и азиатской (правой, более тихой, там предпочитают жить стамбульцы) частями города.
«Море удовольствия» стоит примерно столько же, сколько и поездка в метро (12,25 турецкой лиры). Сплавать подальше, например, на Принцевы острова — дороже, 28,27 TL.
Мотаем на ус! В Стамбуле не нужно покупать никаких «туров вдоль Босфора / на острова» и прочего. Достаточно приобрести в автомате транспортную карту (Istanbulkart), выделить заранее вечерок на изучение Google-карт или приложения Moovit… и ездить куда душа пожелает! Еще и районы города посмотрите: изнутри, а не «с видом сбоку» 😄
🚆 Как туристу, мне пришелся по душе и метрополитен
Здесь это система из метро и трамвайных линий. Остановки последних скрываются за пластиковыми ограждениями, вход — тоже через турникет.
Как и в Москве, всё активно достраивают. А вот все пересадки, к сожалению, платные 😯 Единственное, что радует в ценах — с Istanbulkart каждая последующая пересадка обходится чуть дешевле. Допустим, уже не 9,9 TL, а 7,09.
🚇 Дополняет железнодорожную сеть подземный тоннель «Мармарай»
Он тянется на 13,6 км вдоль южного побережья города у Мраморного моря (отсюда и название – ‘Marmara’ + ‘ray’). Совсем новый, открыт в 2013 году. Идея строительства возникла еще в 19 веке у одного из султанов.
Очень много красивых станций; современнейшие, просторные (!), светлые вагоны.
Часть тоннеля проходит под Босфором. Разве можно было устоять?! Впрочем, впечатления самые обычные: то просто темно, то просто станции [никаких зомбей / вливающейся в окна воды >< шучу! 🤭]. Но быстро!
🚀🚍 Отдельно хочется отметить Metrobus
Потрясающее решение!
Как и следует из названия, это автобусы. Вот только ездят они по выделенной полосе. И не по ка-а-ак-бы-выделенке, а полноценной. А потому и носятся со скоростью, сравнимой с метро! И приходят на остановку каждые 1-2-3 минуты, часто — сразу «пачками».
Кстати, в том числе благодаря этим «метробасам» в городе очень много надземных переходов, с которых открываются потрясающие панорамы города.
🚍 Обычные автобусы
Отличие от российских — за окном нередко мелькают пальмы 😊
А чтобы выйти, нужно нажимать на красную кнопку. В первый раз мы этого не учли, вышли на следующей остановке и шагали назад 😆 Зато увидели еще один кусочек города!
🚐 Аналог наших маршруток — долмуши
Разница: пока на начальной остановке этот долмуш не заполнится, с места не поедет.
Так пишут. Я люблю всяческие «экспериментаторства», но в связи с ковидом и ограниченным временем этот вариант перемещения испробовать все же не решилась.
🚕 Такси
Вот вообще не-любовь. Даже с приложениями BiTaksi и iTaksi.
Дело в том, что в Стамбуле много платных мостов и дорог. Если их все не знать, то к чеку тебе приплюсуют сумму, которую крайне сложно будет оспорить. А еще при оплате картой есть комиссия за использование терминала О_О
Местные советовали остерегаться желтых такси (эээ.. а есть другие? 😃 расскажите!)…
Кстати, лишь где-то через месяц таксисты перестали сличать меня как туриста и сигналить. Если бы в Турции громкость и тональность гудка была бы российской (благо, это не так), так и с ума сойти не ровен час!
🚟 В районе Бейоглу работает фуникулер
Крохотный: всего две линии (F2, она же Tunel, и F1) по две станции. И подземный, что необычно.
🛵 В городе очень много байков, в частности скутеров
Мне приглянулись желтые и розовые. Это так ярко-узнаваемо забрендировались две местные компании доставки. Очень оживляет город! Особенно дождливым зимним днем.
Но за жизнь этих обезбашенных (молю — только фигурально!!) людей порой очень страшно..! Крутизну стамбульских улочек переоценить сложно…
🚦 За свою жизнь тоже стоит побеспокоиться
Например, переход через дорогу поначалу может оказаться целым квестом. Помните школьное «Звонок для учителя»? Ну вот здесь «Пешеходный переход НЕ для пешехода».
⠀
Автомобили останавливаются только на светофоре (в целях своей же безопасности, не более). Зебры без него напрочь игнорируются водителями.
Нужно на другую сторону? Выжидай и перебегай! Я в первое время старалась пристроиться к кому-то из местных, потом стала чуть лучше чувствовать настроения на дороге и осмелела 😂
От нескольких стамбульцев слышала, что дело не в иерархии «Я (с машиной) больше — значит, главнее», а в том, что многие турки просто не испытывают никакого уважения к незнакомым людям: будь они хоть на колесах, хоть «на ногах». Что-то вроде национальной особенности, как я поняла…
В целом, довольно запутанная транспортная система, но разнообразная и обширная.
* Поправила цены с учетом изменений, информация актуальна на март 2023 года.