Главная » Блог » Ват Пхо и храм Лежащего Будды в Бангкоке

Ват Пхо и храм Лежащего Будды в Бангкоке

Когда я думаю о Таиланде и его буддийских храмах, мне видится этакая буддо-Вселенная. Храмовые комплексы — это звездные системы, сооружения в них — планеты, ну а мириады статуй — космические объекты помельче. И вот вопрос: куда в этой бесконечности «лететь»? Например, в ват Пхо — к самому большому Будде в Бангкоке! Настолько большому, что кажется, не будь он так расслаблен, давно бы уже выбрался из своего тесного пристанища-футляра.

Рассказываю про то, как улыбнуться знаменитому Будде в одиночестве, на что еще посмотреть и — разумеется — как достучаться до богов и улучшить карму.

Лежащий Будда

Мое первое знакомство с гигантским Лежащим Буддой (The Reclining Buddha) вышло фрагментарным. В самом буквальном смысле слова. Вот я иду к паромному причалу от парка Saranrom по тротуару вдоль храмовой стены. Щелкаю на телефон керамические цветы и блестящие многоярусные крыши, глазею на поток тук-туков… А мгновением позже понимаю, что вижу в окне фантастических размеров золотую НОГУ.

Эффект вышел не хуже, чем в киноленте «Пляж» (2000), где герой ДиКаприо чудесами монтажа шагает с автобусной остановки Бангкока прямо к ступням Будды! Причем актеру при съемках в городе Краби досталась копия статуи, у меня же был оригинал, все его 46 метров в длину. Точнее, так: они у меня будут. Ибо в ту секунду я осознала — увиденного МАЛО. Да-да, точь-в-точь как те влюбленные из минувших эпох, пораженные случайным видом оголенной щиколотки 🤭

 

Второе свидание оказалось не менее чувственным. Проснуться на заре, чтобы в 8 утра целых 15 минут побыть наедине с «возлюбленным»… Скульптурная романтика! Да и как тут не прибегнуть к подвигам (будучи «совой» вообще-то), когда твой избранник вот-вот расстанется со всеми земными страстями? Отдыхающая поза, или как ее еще называют — поза возлежания, символизирует переход Будды в нирвану, то есть практически момент его смерти.

Ступни статуи Лежащего Будды. Бангкок
Долго не могла сообразить, кого он мне этими громадными плоскими ступнями напоминает… Базза Лайтера из мультфильмов «Истории игрушек»! «Бесконечность не предел!» 😂

108 благих символов и пяточки Будды

Ват Пхо множество раз достраивали и перестраивали (что вообще характерно для храмовых комплексов Таиланда), особенно во времена правления Рамы III (1824–1851). Ту часть, где находится Лежащий Будда, закончили в 1832 году.

В золотого парня наш исполин тоже превратился не сразу — позолотой статую из кирпича и штукатурки покрыли в 1848. Тогда же на величественные ступни нанесли и чудные перламутровые пластинки.

Ступни статуи Лежащего Будды. Бангкок
Трогать (и щекотать) Будду нельзя. Это вокруг него много-много раз написано!

Переливающиеся картинки — это 108 благих буддийских символов (иначе: благоприятных). Официальный сайт храмового комплекса ват Пхо (watpho.com) говорит, что они произошли от Аштамангалы — 8 благих эмблем. Именно столько даров преподнесли Будде боги, когда тот достиг просветления. Среди них: лотос, раковина, золотые рыбки… Все это можно найти на ступнях, и изображения безусловно сулят удачу. К слову, в буддийских четках в большинстве случаев как раз 108 зерен.

Ступни статуи Лежащего Будды. Бангкок

Ритуал с монетками: дозвониться до небес

В буддизме «госпожа удача» отнюдь не своенравная дама, и успех во многом зависит от усердия человека. К тому же у религии весьма скромные требования к мирянам. В то время как монах-тхеравадин* стремится обрести просветление и уйти в нирвану, мирянин довольствуется помыслами о более счастливом перерождении. Как улучшить следующую жизнь? Самым эффективным способом является всяческая помощь монахам. В том числе — дзынь-дзынь! — пожертвования.

В храме Лежащего Будды повлиять на карму (или просто привлечь удачу, уже в этой жизни) могут даже не-буддисты. Для этого в здании с гигантской статуей устроен целый звенящий ритуал.

* Приверженцы учения Махаяны (Китай, Вьетнам, Япония…), напротив, откладывают последний шаг — ради помощи и спасения других. Наиболее талантливых впоследствии нарекают бодхисаттвами. Им тоже ставят памятники, почитая примерно наравне с Гаутамой Буддой.

Миски и чаши с монетами в храме Лежащего Будды

Вдоль стены, сразу за спиной Будды, идет длинный ряд бронзовых чаш. Горшочков, как пишут, ровно 108 (да, снова), и звенеть в них предстоит мелкими монетами. Вряд ли у вас найдется столько мелочи, поэтому рядом на столе расставлены заблаговременно наполненные мисочки. Приобрести такую у охранника обойдется в 20 батов. Считается, что если к концу пути последняя монета упадет ровно в последнюю чашу… то либо ваше желание исполнится, либо особое везение падет — источники расходятся во мнении. В любом случае, вы уже так нашумите, что где-то та-а-ам обязательно услышат. А если серьезно, монетки здесь выполняют роль милостыни. Помогли монахам — помогли себе.

 

Обычно пишут, мол, бросать монетки нужно одну за одной. Видимо, предполагается, что их примерно столько же, сколько и чаш… Поначалу я так и делала! Однако горшков через 15 стала кидать по 2-3 монетки, а чуть позже — и гораздо большими объемами железо черпать! В итоге до того дочерпалась, что и монет не хватило 😂 Как бы то ни было, рассчитала я все равно неплохо — ошиблась-то всего на две.

И еще про исполнение желаний. Не дозвонились — достучимся!

Как-то минуя пару гонгов с колотушками на территории вата Пхо, я услышала любопытный комментарий. «Ударь в гонг три раза — и будет тебе счастье». Группа туристов внимает гиду, кивает и проплывает дальше. Я (не заметив поблизости никаких других заинтересованных): беру колотушку — прицеливаюсь — бью (ни разу ведь не пробовала!)… К третьему удару вокруг меня и гонга сплетается плотное полукольцо стра-а-астно жаждущих постучать… Что ж, надеюсь, всех услышали! Говорят, эффект умножается, если привлекать удачу не только обрядами, но и активными действиями 🤭

Кстати, примерно такую картинку, как на фото ниже, — с ногой в оконной раме — я и наблюдала впервые с дороги.

Что еще посмотреть, или особенности архитектуры и скульптуры вата Пхо

В Таиланде культовые сооружения редко стоят в одиночестве, преимущественно они входят в систему (и порой довольно сложную!) храмового ансамбля. Храмовый комплекс, состоящий из зданий за одной оградой, и носит название «ват».
Навещая Лежащего Будду, мы побывали под крышей вехана (он же — вихара). Теперь направимся в бот (убосот) — главный храм.

Главный храм

Структура ботов и веханов мало чем отличается. Это прямоугольные в плане постройки с расположенными в торцах входами.

Более сложные храмы, такие, как в вате Пхо, обнесены колоннами и/или на торцах имеют портики, а два ряда столбов внутри разделяют интерьер на три нефа.

Главный храм в вате Пхо. Вид снаружи
Декорированный золотыми цветами портик главного храма

Как бы нам ни нравился Лежащий Будда, самая важная святыня вата все же хранится в боте. Главный храм всегда помещают на обособленную платформу, и именно сюда приходят молиться монахи. В боте читают проповеди и проводят закрытые церемонии.

Внутри главного храма в вате Пхо
Внутри бота вата Пхо. С одной стороны зала — вход, с противоположной — статуя Будды. Разрешается зайти и посидеть в тишине на полу

Шалости Ханумана

По периметру главный храм вата Пхо украшен барельефами. Многие уже стерлись и едва различимы, но основные темы по-прежнему угадываются. Это изображения на сюжеты из Рамакиена — тайской версии индийской поэмы Рамаяна.

Барельеф на стене главного храма в вате Пхо

На примере этих барельефов можно проследить и некоторые различия в двух эпосах. В частности, предельно целомудренный в индуизме Хануман, обезьяноподобный бог, в тайском варианте приобретает весьма кокетливый характер. Как описывает путеводитель Lonely Planet один из рельефов, Хануман сжимает обнаженную грудь девушки, «как если бы та была яблоком» 🤭

«Многобуддие»

Бот вата Пхо окружает крытая галерея с десятками позолоченных скульптур сидящего Будды, а также входящие в нее четыре вехана.

Внутри северного вехана в вате Пхо
В одном из веханов, расположенных вокруг главного храма, слон и обезьяна преподносят сидящему на западный манер Будде воду и медовые соты. Это один из известнейших буддийских сюжетов

«Галерея Будд» в вате Пхо

Подобные «галереи Будд» вы обнаружите почти в каждом вате. В 9 томе «Всеобщей истории архитектуры» говорится, что они образуют «ритмические декоративные пояса» вокруг главных сооружений… От себя добавлю: здесь, под крышами, крайне приятно спасаться от палящего солнца! 😂 А еще — удобно изучать убранство, мимику и позы статуй (в галереях вата Пхо их… 394!).

 

Статуя сидящего Будды с цветочной гирляндой. Ват Пхо, Бангкок
Традиционная буддийская жертва в виде цветочной гирлянды

Чаще всего встречается Будда в позе лотоса: либо с поднятой на уровни груди ладонью (или ладонями; положение рук — Абхайя-мудра), либо с рукой, касающейся земли (Бхумиспарша-мудра).

Статуя сидящего Будды в вате Пхо
Поза «Будда призывает землю в свидетели» (незадолго до просветления)

Несмотря на изобилие скульптур, поклоны тайцев — это вовсе не молитвы Будде! Так верующие проявляют свое почтение и благодарность Учителю.

Цветастые ступы

Чеди в вате Пхо

Огромная и невероятно красочная архитектура вата Пхо не заканчивается храмами. Недалеко от вехана с гигантским Буддой высится группа еще более необъятных чеди, сплошь увитых керамическими цветами и листьями.

Чеди или пранг?

Таиландские ступы бывают двух видов, и у обоих сооружений трехчастная структура. Первый — чеди: на высоком ступенчатом основании стоит колокол, и венчает его конусообразный шпиль. Второй — пранг: снова ступенчатое основание, над ним — реликварная камера, а затем закругленная пирамидка.

В общем, если где-то в верхней части угадывается колокол — перед вами чеди, больше напоминает изящный початок кукурузы — пранг 😀

* В случае, когда видим написание «пра-чеди» или «пра-пранг», приставка «пра» добавляет значение «святой».

У каждой из четырех главных чеди стоит табличка с информацией, при каком из королей (Рамы с I по IV) ее воздвигли.

Одна из королевских чеди в вате Пхо

В другой части вата вокруг главного храма водит хоровод еще несколько десятков малых ступ — так же, в группах (по углам) и одиночных. Эти чеди уместить в кадре гораздо легче!

Китайские каменные гиганты

Тема скульптуры Буддами тоже не исчерпывается. По территории вата Пхо расставлено несметное количество китайских статуй. В Таиланд они приплывали преимущественно в качестве корабельного балласта, короли же наловчились украшать ими храмовые комплексы.

Китайские статуи Марко Поло в вате Пхо

Одни опоясывают постройки, другие — защищают входы в храмы… Здесь и китайские воины, и всяческие бегемото-лошади, и даже 2 пары Марко Поло (см. выше).

Не забудьте покатать шарик в пасти каменного льва! При должной наблюдательности удастся и определить пол статуй. Лев держит в лапах один из тех самых благоприятных предметов, львица — маленького детеныша.

Массаж, предсказатели и прочие покупные радости

Недалеко от восточного входа в ват Пхо расположены два массажных павильона. Здесь можно записаться как на процедуру, так и на курсы тайского массажа. Дело в том, что храмовый комплекс по совместительству является еще и центром по обучению и сохранению традиционной тайской медицины.

Захочется освободиться от лишних денег — это к прилавкам с сувенирами: слониками всех мастей, открытками, магнитиками (в том числе с пяточками Будды)… Тут же сидят и разного рода предсказатели (словно бы из вселенной видеоигр Shenmue). Удивительно и странно встретить хироманта у одного из главных храмов Бангкока!

Мондоп в вате Пхо
Мондоп, еще один тип таиландского храма, в отличие от бота и вехана не прямоугольный в плане, а квадратный. Здание окружено колоннами и украшено разноцветной керамикой

Что важно знать при посещении

Билеты и часы работы

Ват Пхо открыт с 8:00 до 19:30. Если захотите побыть наедине с Лежащим Буддой, приезжайте к самому открытию. После 10 статую обтекает непрерывный поток людей, а очередь выстраивается уже у дверей храма.

Толпа туристов у входа в храм Лежащего Будды в Бангкоке

Стоимость билета — 300 батов. Имейте в виду: бесплатная бутылка воды к билету больше не прилагается. Берите с собой или покупайте на месте. На территории комплекса достаточно тени от крытых галерей и множества деревьев, но вода вам все равно понадобится.

Как добраться

До вата Пхо добираются на общественном транспорте — на метро (MRT, Blue Line) или лодке (Chao Phraya Express Boat, Orange Line/Orange flag). Ближайшая станция метро — Sanam Chai, вам нужен выход 1, от него до восточного входа в ват (со стороны Sanam Chai Rd) — 300 м. Ближайший причал лодки Chao Phraya Express Boat — Rajinee, от него до восточного входа 600 м. Еще с западного берега Чаупхраи, от вата Арун, можно переправиться на пароме и сойти на причале Tha Tien — от него менее 250 м до главного входа (со стороны Thai Wang Rd).

Правила посещения буддийского храма

При входе в храмы необходимо снимать обувь и головной убор. У храма Лежащего Будды для обуви выдают зеленый многоразовый пакет, который вы носите с собой (не забудьте вернуть!). При здании главного храма установлены специальные полочки.

По дресс-коду не столь все жестко, как можно было бы ожидать. Главное — прикрыть колени и надеть верх с рукавами. Разумеется, никаких глубоких разрезов, оголенных спин и животов. Применяются эти правила, судя по всему, только внутри храмов. Снаружи туристки безнаказанно оголяются и фотографируются, к примеру, в максимально открытых топах. Мужчины и вовсе просачиваются внутрь монастырей в шортах выше колена.

Главное на карте

Схема вата Пхо
Схема вата Пхо. Сверху — юг, снизу — север
Подписаться
Сообщать о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Прокрутить вверх