Когда я думаю о Таиланде и его буддийских храмах, мне видится этакая буддо-Вселенная. Храмовые комплексы — это звездные системы, сооружения в них — планеты, ну а мириады статуй — космические объекты помельче. И вот вопрос: куда в этой бесконечности «лететь»? Например, в ват Пхо — к самому большому Будде в Бангкоке! Настолько большому, что кажется, не будь он так расслаблен, давно бы уже выбрался из своего тесного пристанища-футляра.
Рассказываю про то, как улыбнуться знаменитому Будде в одиночестве, на что еще посмотреть и — разумеется — как достучаться до богов и улучшить карму.
Лежащий Будда
Мое первое знакомство с гигантским Лежащим Буддой (The Reclining Buddha) вышло фрагментарным. В самом буквальном смысле слова. Вот я иду к паромному причалу от парка Saranrom по тротуару вдоль храмовой стены. Щелкаю на телефон керамические цветы и блестящие многоярусные крыши, глазею на поток тук-туков… А мгновением позже понимаю, что вижу в окне фантастических размеров золотую НОГУ.
Эффект вышел не хуже, чем в киноленте «Пляж» (2000), где герой ДиКаприо чудесами монтажа шагает с автобусной остановки Бангкока прямо к ступням Будды! Причем актеру при съемках в городе Краби досталась копия статуи, у меня же был оригинал, все его 46 метров в длину. Точнее, так: они у меня будут. Ибо в ту секунду я осознала — увиденного МАЛО. Да-да, точь-в-точь как те влюбленные из минувших эпох, пораженные случайным видом оголенной щиколотки 🤭
Второе свидание оказалось не менее чувственным. Проснуться на заре, чтобы в 8 утра целых 15 минут побыть наедине с «возлюбленным»… Скульптурная романтика! Да и как тут не прибегнуть к подвигам (будучи «совой» вообще-то), когда твой избранник вот-вот расстанется со всеми земными страстями? Отдыхающая поза, или как ее еще называют — поза возлежания, символизирует переход Будды в нирвану, то есть практически момент его смерти.
108 благих символов и пяточки Будды
Ват Пхо множество раз достраивали и перестраивали (что вообще характерно для храмовых комплексов Таиланда), особенно во времена правления Рамы III (1824–1851). Ту часть, где находится Лежащий Будда, закончили в 1832 году.
В золотого парня наш исполин тоже превратился не сразу — позолотой статую из кирпича и штукатурки покрыли в 1848. Тогда же на величественные ступни нанесли и чудные перламутровые пластинки.
Переливающиеся картинки — это 108 благих буддийских символов (иначе: благоприятных). Официальный сайт храмового комплекса ват Пхо (watpho.com) говорит, что они произошли от Аштамангалы — 8 благих эмблем. Именно столько даров преподнесли Будде боги, когда тот достиг просветления. Среди них: лотос, раковина, золотые рыбки… Все это можно найти на ступнях, и изображения безусловно сулят удачу. К слову, в буддийских четках в большинстве случаев как раз 108 зерен.
Ритуал с монетками: дозвониться до небес
В буддизме «госпожа удача» отнюдь не своенравная дама, и успех во многом зависит от усердия человека. К тому же у религии весьма скромные требования к мирянам. В то время как монах-тхеравадин* стремится обрести просветление и уйти в нирвану, мирянин довольствуется помыслами о более счастливом перерождении. Как улучшить следующую жизнь? Самым эффективным способом является всяческая помощь монахам. В том числе — дзынь-дзынь! — пожертвования.
В храме Лежащего Будды повлиять на карму (или просто привлечь удачу, уже в этой жизни) могут даже не-буддисты. Для этого в здании с гигантской статуей устроен целый звенящий ритуал.
* Приверженцы учения Махаяны (Китай, Вьетнам, Япония…), напротив, откладывают последний шаг — ради помощи и спасения других. Наиболее талантливых впоследствии нарекают бодхисаттвами. Им тоже ставят памятники, почитая примерно наравне с Гаутамой Буддой.
Вдоль стены, сразу за спиной Будды, идет длинный ряд бронзовых чаш. Горшочков, как пишут, ровно 108 (да, снова), и звенеть в них предстоит мелкими монетами. Вряд ли у вас найдется столько мелочи, поэтому рядом на столе расставлены заблаговременно наполненные мисочки. Приобрести такую у охранника обойдется в 20 батов. Считается, что если к концу пути последняя монета упадет ровно в последнюю чашу… то либо ваше желание исполнится, либо особое везение падет — источники расходятся во мнении. В любом случае, вы уже так нашумите, что где-то та-а-ам обязательно услышат. А если серьезно, монетки здесь выполняют роль милостыни. Помогли монахам — помогли себе.
Обычно пишут, мол, бросать монетки нужно одну за одной. Видимо, предполагается, что их примерно столько же, сколько и чаш… Поначалу я так и делала! Однако горшков через 15 стала кидать по 2-3 монетки, а чуть позже — и гораздо большими объемами железо черпать! В итоге до того дочерпалась, что и монет не хватило 😂 Как бы то ни было, рассчитала я все равно неплохо — ошиблась-то всего на две.
И еще про исполнение желаний. Не дозвонились — достучимся!
Как-то минуя пару гонгов с колотушками на территории вата Пхо, я услышала любопытный комментарий. «Ударь в гонг три раза — и будет тебе счастье». Группа туристов внимает гиду, кивает и проплывает дальше. Я (не заметив поблизости никаких других заинтересованных): беру колотушку — прицеливаюсь — бью (ни разу ведь не пробовала!)… К третьему удару вокруг меня и гонга сплетается плотное полукольцо стра-а-астно жаждущих постучать… Что ж, надеюсь, всех услышали! Говорят, эффект умножается, если привлекать удачу не только обрядами, но и активными действиями 🤭
Кстати, примерно такую картинку, как на фото ниже, — с ногой в оконной раме — я и наблюдала впервые с дороги.
Что еще посмотреть, или особенности архитектуры и скульптуры вата Пхо
В Таиланде культовые сооружения редко стоят в одиночестве, преимущественно они входят в систему (и порой довольно сложную!) храмового ансамбля. Храмовый комплекс, состоящий из зданий за одной оградой, и носит название «ват».
Навещая Лежащего Будду, мы побывали под крышей вехана (он же — вихара). Теперь направимся в бот (убосот) — главный храм.
Главный храм
Структура ботов и веханов мало чем отличается. Это прямоугольные в плане постройки с расположенными в торцах входами.
Более сложные храмы, такие, как в вате Пхо, обнесены колоннами и/или на торцах имеют портики, а два ряда столбов внутри разделяют интерьер на три нефа.
Как бы нам ни нравился Лежащий Будда, самая важная святыня вата все же хранится в боте. Главный храм всегда помещают на обособленную платформу, и именно сюда приходят молиться монахи. В боте читают проповеди и проводят закрытые церемонии.
Шалости Ханумана
По периметру главный храм вата Пхо украшен барельефами. Многие уже стерлись и едва различимы, но основные темы по-прежнему угадываются. Это изображения на сюжеты из Рамакиена — тайской версии индийской поэмы Рамаяна.
На примере этих барельефов можно проследить и некоторые различия в двух эпосах. В частности, предельно целомудренный в индуизме Хануман, обезьяноподобный бог, в тайском варианте приобретает весьма кокетливый характер. Как описывает путеводитель Lonely Planet один из рельефов, Хануман сжимает обнаженную грудь девушки, «как если бы та была яблоком» 🤭
«Многобуддие»
Бот вата Пхо окружает крытая галерея с десятками позолоченных скульптур сидящего Будды, а также входящие в нее четыре вехана.
Подобные «галереи Будд» вы обнаружите почти в каждом вате. В 9 томе «Всеобщей истории архитектуры» говорится, что они образуют «ритмические декоративные пояса» вокруг главных сооружений… От себя добавлю: здесь, под крышами, крайне приятно спасаться от палящего солнца! 😂 А еще — удобно изучать убранство, мимику и позы статуй (в галереях вата Пхо их… 394!).
Чаще всего встречается Будда в позе лотоса: либо с поднятой на уровни груди ладонью (или ладонями; положение рук — Абхайя-мудра), либо с рукой, касающейся земли (Бхумиспарша-мудра).
Несмотря на изобилие скульптур, поклоны тайцев — это вовсе не молитвы Будде! Так верующие проявляют свое почтение и благодарность Учителю.
Цветастые ступы
Огромная и невероятно красочная архитектура вата Пхо не заканчивается храмами. Недалеко от вехана с гигантским Буддой высится группа еще более необъятных чеди, сплошь увитых керамическими цветами и листьями.
Чеди или пранг?
Таиландские ступы бывают двух видов, и у обоих сооружений трехчастная структура. Первый — чеди: на высоком ступенчатом основании стоит колокол, и венчает его конусообразный шпиль. Второй — пранг: снова ступенчатое основание, над ним — реликварная камера, а затем закругленная пирамидка.
В общем, если где-то в верхней части угадывается колокол — перед вами чеди, больше напоминает изящный початок кукурузы — пранг 😀
* В случае, когда видим написание «пра-чеди» или «пра-пранг», приставка «пра» добавляет значение «святой».
У каждой из четырех главных чеди стоит табличка с информацией, при каком из королей (Рамы с I по IV) ее воздвигли.
В другой части вата вокруг главного храма водит хоровод еще несколько десятков малых ступ — так же, в группах (по углам) и одиночных. Эти чеди уместить в кадре гораздо легче!
Китайские каменные гиганты
Тема скульптуры Буддами тоже не исчерпывается. По территории вата Пхо расставлено несметное количество китайских статуй. В Таиланд они приплывали преимущественно в качестве корабельного балласта, короли же наловчились украшать ими храмовые комплексы.
Одни опоясывают постройки, другие — защищают входы в храмы… Здесь и китайские воины, и всяческие бегемото-лошади, и даже 2 пары Марко Поло (см. выше).
Не забудьте покатать шарик в пасти каменного льва! При должной наблюдательности удастся и определить пол статуй. Лев держит в лапах один из тех самых благоприятных предметов, львица — маленького детеныша.
Массаж, предсказатели и прочие покупные радости
Недалеко от восточного входа в ват Пхо расположены два массажных павильона. Здесь можно записаться как на процедуру, так и на курсы тайского массажа. Дело в том, что храмовый комплекс по совместительству является еще и центром по обучению и сохранению традиционной тайской медицины.
Захочется освободиться от лишних денег — это к прилавкам с сувенирами: слониками всех мастей, открытками, магнитиками (в том числе с пяточками Будды)… Тут же сидят и разного рода предсказатели (словно бы из вселенной видеоигр Shenmue). Удивительно и странно встретить хироманта у одного из главных храмов Бангкока!
Что важно знать при посещении
Билеты и часы работы
Ват Пхо открыт с 8:00 до 19:30. Если захотите побыть наедине с Лежащим Буддой, приезжайте к самому открытию. После 10 статую обтекает непрерывный поток людей, а очередь выстраивается уже у дверей храма.
Стоимость билета — 300 батов. Имейте в виду: бесплатная бутылка воды к билету больше не прилагается. Берите с собой или покупайте на месте. На территории комплекса достаточно тени от крытых галерей и множества деревьев, но вода вам все равно понадобится.
Как добраться
До вата Пхо добираются на общественном транспорте — на метро (MRT, Blue Line) или лодке (Chao Phraya Express Boat, Orange Line/Orange flag). Ближайшая станция метро — Sanam Chai, вам нужен выход 1, от него до восточного входа в ват (со стороны Sanam Chai Rd) — 300 м. Ближайший причал лодки Chao Phraya Express Boat — Rajinee, от него до восточного входа 600 м. Еще с западного берега Чаупхраи, от вата Арун, можно переправиться на пароме и сойти на причале Tha Tien — от него менее 250 м до главного входа (со стороны Thai Wang Rd).
Правила посещения буддийского храма
При входе в храмы необходимо снимать обувь и головной убор. У храма Лежащего Будды для обуви выдают зеленый многоразовый пакет, который вы носите с собой (не забудьте вернуть!). При здании главного храма установлены специальные полочки.
По дресс-коду не столь все жестко, как можно было бы ожидать. Главное — прикрыть колени и надеть верх с рукавами. Разумеется, никаких глубоких разрезов, оголенных спин и животов. Применяются эти правила, судя по всему, только внутри храмов. Снаружи туристки безнаказанно оголяются и фотографируются, к примеру, в максимально открытых топах. Мужчины и вовсе просачиваются внутрь монастырей в шортах выше колена.