Покупка авиабилетов для меня — простой и быстрый процесс. Я не мониторю цены неделями и не слежу за (такими редкими) акциями авиакомпаний. Мне хватает того, что я отлично представляю, куда отправлюсь в ближайшие два-три месяца, и неплохо разбираюсь в основных нюансах, касающихся полетов. Вот что я узнала за несколько лет непрерывных перемещений по Африке и Азии.
Планирование поездки
Все в курсе, что авиабилеты ищут на Aviasales и подобных агрегаторах. Даже если человек покупает исключительно пакетные туры, и он наверняка слышал об этом поисковике — из рекламных вставок на YouTube, например. Но я начну не с него.
Чтобы скакать по миру без неприятных сюрпризов, необходимо примерно представлять, как устроена сетка международных перелетов. Она похожа на систему общественного транспорта Москвы, где главный элемент — это метро, а уже от станций-узлов отходят потоки помельче. Так вот, по планете раскиданы станции такого «метро» — авиационные хабы.
Допустим, Касабланка связывает Европу с Западной Африкой. Йоханнесбург выступает опорным пунктом для путешествий по Южной и Восточной Африке. Из Стамбула и Дохи можно мчать куда угодно. Другие известные хабы — Дубай, Каир, Аддис-Абеба, Бангкок. До недавних событий Москва считалась крупным хабом.
При планировании маршрута, особенно когда в нем не одна страна или путешествие рассчитано на несколько месяцев (будь то зимовка или активная удаленка), важно держать в уме хабы. Иначе придется переплачивать в дальнейшем. Заберетесь в какой-нибудь Виндхук, откуда почти никто не летает, или в Тбилиси, заточенный под рейсы в ныне закрытую для россиян Европу, — и ваше путешествие зайдет в тупик. Не повторяйте моих просчетов!
Представить сетку маршрутов поможет сайт FlightConnections. Введите название города/аэропорта в поле «From» или «To» — и увидите прямые рейсы на карте. Для меня открытием стал Ташкент, связанный с Сеулом, Шарм-эш-Шейхом, Дели, Нью-Йорком.
Не спешите слепо доверять результатам FlightConnections. Уточните, летает ли вообще требуемый рейс, через онлайн-табло аэропорта — эти данные обновляет в реальном времени «Яндекс».
Онлайн-табло — главный критерий проверки рейса. Поясню на примере. В 2022 году FlightConnections демонстрировал, что существует прямой рейс Москва — Касабланка. Компания Royal Air Maroc продавала авиабилеты на него через свой сайт. Aviasales находил эти билеты. В расписании же аэропорта Касабланки рейс не появлялся. Royal Air Maroc просто регулярно его отменяла!
Поисковики
Итак, Aviasales. Почему лишь Aviasales, где вечный спутник-конкурент Skyscanner? Потому что Skyscanner в марте 2022 года перестал показывать билеты в Россию и из нее.
Aviasales — это агрегатор. Через него люди ищут билеты, но купить их здесь нельзя. Aviasales предлагает результаты поиска (конкретные билеты) со ссылками на сайты авиакомпаний и билетных агентств. Сравниваете цены, переходите по ссылке — и уже там бронируете.
Aviasales сразу показывает условия по багажу (включен или нет), выводит время пересадки, когда рейс со стыковкой, информирует, нужно ли менять аэропорт в промежуточном городе, сигнализирует, когда перед вами билет на чартер (о них немного подробнее — ниже). Также агрегатор позволяет прикинуть, какие вообще авиакомпании курсируют по выбранному направлению.
Авиакомпании и агентства
Теперь — о процессе онлайн-покупки авиабилета. Как уже сказала, Aviasales перебросит на сайт авиакомпании или агентства.
Забронировать билет на сайте иностранной авиакомпании при помощи российской карты не получится. Кое-где в порядке исключения принимают наши UnionPay. Так что поможет только карта, выпущенная за рубежом. Не пугайтесь, что при оформлении билета с вас не спросят данные паспорта — зарубежным компаниям они не нужны.
Для большинства подойдет вариант с агентствами — они принимают от вас рубли и самостоятельно рассчитываются с зарубежными партнерами. Aviasales не дает ссылки на кого попало, однако не помешает почитать отзывы об агентствах в Google и на форуме Винского. Я брала авиабилеты на Тинькофф Путешествиях, SuperSaver (из-за санкций больше не продает билеты в Россию), Trip.com, Mego Travel, Aviakassa. Об агентствах много отрицательных отзывов, так как во время пандемии они или не возвращали деньги клиентам, или возвращали со скрипом и задержкой.
После оплаты агентство вышлет вам два документа: маршрут-квитанцию (itinerary) и чек (e-receipt). В маршрутной квитанции указаны номер билета (e-ticket number) и код брони (reservation number, он же (airline) booking reference) — как правило, он состоит из пяти-шести букв/цифр. Этот код можно вбить на сайте авиакомпании в разделе My Bookings (Manage Booking) и таким образом проверить бронирование.
Когда покупать и что влияет на цену
На стоимость авиабилета влияют несколько факторов. Расскажу коротко об основных.
- Реальную стоимость билетов на регулярные рейсы можно посмотреть примерно за три месяца до поездки. Дешевые тарифы быстро разбирают. Ближе к дате вылета в продаже остаются лишь дорогие тарифы, в том числе бизнес-класс. У билетов на чартеры другая зависимость — они стремительно теряют цену в последние дни перед вылетом. Чартеры — это самолеты, забронированные туроператором под конкретное направление. На них перевозят в рамках турпакета. Порой такие билеты оказываются в свободной продаже.
- Дешевле сразу покупать билеты туда-обратно. Они могут стоить как билет в одну сторону.
- Билет с пересадкой обойдется дешевле прямого рейса. Это логично, ведь пересадка означает неудобство. Еще и правила транзита приходится учитывать.
- Путешествуете налегке — экономите на багаже.
- Сезонность имеет значение. Очевидно, что на вылеты в районе новогодних и майских праздников, а также летом высокий спрос.
- Важно, откуда летишь. Путь из Москвы в Сидней способен легко опустошить кошелек на ₽100 000 (в одну сторону!). А вот с Бали в Австралию летают за ₽7500.
- Часто на рейсы, скажем, в Африку не садят без обратного билета или билета в третью страну. Когда едешь на зимовку, это тяжелый удар по бюджету. Мало ли, вдруг планы изменятся? Я при поездке в ЮАР поступила так: купила автобусный билет в третью страну. В ЮАР хорошие и дешевые автобусы. За билет из Йоханнесбурга в Габороне, столицу Ботсваны, заплатила 250 рандов (₽1250 на тот момент). Билет на самолет в какую-нибудь соседнюю страну обошелся бы минимум в ₽9000!
Напоследок — занимательные цифры. Я приобрела свой самый дешевый билет за $24 (₽1700 на момент покупки, Стамбул — Тбилиси), самый дорогой — за €431 (₽36 420, Тбилиси — Йоханнесбург). А какие у вас «достижения»? Поделитесь в комментариях!
Чартеры: в чем отличие чартерного рейса от регулярного, плюсы и минусы чартеров, как по ошибке не купить билет на чартер.
Реклама. Ctrip.com LTD. ИНН 06/30555538