При поиске авиабилетов я слежу, чтобы случайно не купить билет на чартер. Объясню, почему я их избегаю — и чем чартерный рейс отличается от регулярного.
Что такое чартерный рейс
Авиарейсы делят на регулярные и чартерные. Регулярные летают по строгому расписанию. Чартерные рейсы — сезонные. Они появляются, когда какой-нибудь туроператор арендует самолеты у авиакомпании под «горячее направление», например, в сезон отпусков и на новогодние праздники. Договор аренды называют «чартерным» или «чартером». Отсюда и название рейсов.
Билет на такой рейс обычно включен в турпакет. Если туроператор не успевает продать все путевки к дате отправления, то выбрасывает билеты в открытую продажу. Поисковик Aviasales и сервис Тинькофф Путешествия умеют их находить — они помечают их отметкой «Чартер», чтобы вы не приобрели билет по ошибке.
Плюсы чартеров в том, что билеты дешевле, чем на «регулярку». Еще чартеры порой ставят на направления, где нет регулярного авиасообщения, скажем, из России в Доминикану. Преимущество и в том, что чартеры за рубеж летают не только из Москвы и Санкт-Петербурга, но и из регионов — в ту же Турцию и Египет. Речь о прямых перелетах, без пересадки в столице.
Наконец, в то время как билеты на «регулярку» дорожают к вылету, на чартеры — дешевеют, именно с этой особенностью связаны выражения «горящие туры» и «горящие авиабилеты».
Что с оформлением билета
При покупке билета на чартер вам высылают информацию об оплате — сертификат. Выписывают же и отправляют сам билет (маршрутную квитанцию) на e-mail за 3–7 дней до рейса, часто — за сутки.
Это неудобно. Зато до выписки билет можно переоформить на другого человека.
Багаж в чартерный перелет включен, дополнительно оплачивать его не нужно.
Минусы
Чартерный билет — невозвратный. Поменяете планы — потеряете деньги.
Такие рейсы вылетают из аэропорта в некомфортное время — ночью. Но не всегда. Читала также, что их нередко сдвигают, пассажирам приходится подолгу ждать. Даже аэропорт, случается, меняют.
Как правило, на чартере не дают выбрать место, класс обслуживания и пройти онлайн-регистрацию. Но иногда дают.
В некоторых государствах странные требования к чартерам. Тинькофф Журнал пишет: туристы, прибывающие в Таиланд и индийский штат Гоа чартером, покинуть страну должны тоже чартером.
Про Египет встречала следующее: прилетел «регуляркой» и провел тут меньше 28–30 дней — имеешь право улететь чартером, остался на больший срок — к твоим услугам только «регулярка». Подтверждения в виде официального документа не нашла (впрочем, я ведь не знаю арабского), однако начиталась историй пассажиров, которым отказывали в посадке на чартерный рейс. Для себя решила, что не хочу связываться с чартерами, несмотря на цены. А потому — перехожу к главному.
Как узнать, что перед тобой чартерный билет
В чатах путешественников то и дело проскакивает информация, что у чартерных рейсов четырехзначные номера. Это заблуждение. Я летала из Дохи в Йоханнесбург регулярным рейсом Qatar Airways, и у него четырехзначный номер — QR 1363.
Или вот: осенью 2022 года «Аэрофлот» гонял между Хургадой и Москвой чартерный рейс с трехзначным номером SU 423. Опять нестыковка с «народной теорией».
Остается ориентироваться на Aviasales и Тинькофф Путешествия — как я сказала, они предупреждают, что перед тобой чартер.
Ну а если ищешь билет на сайте авиакомпании? Тут все просто: чартерные билеты не высвечиваются на сайтах авиакомпаний. Если это, разумеется, не специализированные чартерные авиакомпании, из российских на слуху Azur Air, iFly, Red Wings, Nordwind Airlines, Pegas Fly.
Резюмирую. Общий принцип выявления чартерного билета такой: смотрим, нет ли плашки «чартер» на Aviasales и Тинькофф Путешествиях и затем пробиваем билет на сайте авиакомпании. Чтобы совсем снять сомнения, можно заглянуть на новостной портал Интерфакс Туризм (или в «Вестник АТОР») и там дополнительно уточнить, не ставили ли чартеры по интересующему направлению в последние месяцы.
Правила транзита: где их смотреть и как лететь без визы с пересадкой в визовой стране.