Транзитный перелет — это рейс с пересадкой в промежуточной стране. Такие рейсы выбирают, если прямых нет. Или если хочется сэкономить, ведь рейс со стыковкой обычно дешевле прямого. Пассажира, следующего с пересадкой, называют транзитным. Правила транзита позволяют приземляться в визовой для россиян стране без визы, но не всегда. Поясню на двух примерах.
Случай первый
Вы покупаете единый билет на маршрут A — B — C. A — страна отправления, C — назначения, B — промежуточная.
Под «единым билетом» понимают один билет на весь маршрут A — B — C. Он доступен на сайте авиакомпании (то есть его сегменты не покупают по отдельности) и выписывается одним бланком. Перелет выполняет один перевозчик — или разные, но в составе альянса. Важно, что код бронирования (reservation number, (airline) booking reference) один на весь полет, он указан в маршрут-квитанции. Аэропорт стыковки для двух рейсов тоже должен быть один и тот же.
В таком случае в аэропорту страны A вы получите на стойке регистрации два посадочных талона — на оба сегмента. Багаж зарегистрируют до точки назначения. В аэропорту страны B вы после досмотра ручной клади сразу попадете в транзитную зону. Паспортный контроль проходить не нужно. Подождете у гейта свой рейс и улетите в страну C.
Транзитная зона — это то же самое, что чистая зона аэропорта: с магазинами дьюти-фри, бизнес-залами, гейтами. Отличие в том, что транзитная зона есть далеко не в каждом аэропорту. Это надо уточнять на сайте воздушной гавани. В хабах (Дохе, Дубае, Стамбуле, Йоханнесбурге…) она, естественно, есть.
Теперь живой пример. При посещении Эфиопии россиянам необходима виза. Виза на 30 дней стоит $52. Допустим, Эфиопия — лишь перевалочный пункт для вас, на самом деле вы держите путь в ЮАР. Эфиопия допускает 12-часовой транзит без визы. Покидать транзитную зону аэропорта при этом нельзя. И покидать ее не придется только в одном случае — если в точности следовать изложенным выше правилам. То же самое касается Кении — виза для россиян стоит $51, но возможен 24-часовой безвизовый транзит.
Безвизовый транзит выполним не всегда. Так, США и Австралия требуют особую транзитную визу.
Случай второй
Вы покупаете отдельные билеты на сегменты A — B и B — C. Проступают три проблемы.
1. В точке A вам вручат посадочный талон на первый сегмент. В промежуточном аэропорту придется добывать второй посадочный, а значит — выходить за пределы транзитной зоны.
2. В точке A багаж зарегистрируют до промежуточного аэропорта. Там его нужно получить и самостоятельно зарегистрировать до точки C, а значит — покинуть транзитную зону.
3. Аэропорты в точке B могут быть разными. Очевидно, предстоит выйти из транзитной зоны.
Разумеется, можно лететь без багажа, тогда отпадает второй пункт. Получить посадочный на второй сегмент можно онлайн, да и в транзитных зонах тоже бывают стойки регистрации — вроде бы отпадает первый пункт. Третий пункт вообще специфический.
Однако риск все равно выше, чем в случае с единым билетом. Попробуйте еще убедить сотрудника авиакомпании в точке A, что имеете право на безвизовый транзит — он будет справедливо указывать, что билет-то не единый. Убедить реально, но сложно. Другая загвоздка в том, что некоторые страны прямо требуют единый билет, взять Индию. Тут уже уговорить сотрудника авиакомпании не получится.
Ну и главный риск вот в чем. Если первый рейс задержали и вы опоздали на второй, то это ваша проблема — покупайте новый билет. В случае, когда сегменты забронированы по одному билету, о вас позаботится авиакомпания — бесплатно пересадит на ближайший рейс.
Транзит и трансфер
Я пишу про транзитных пассажиров, но в словаре авиакомпаний есть и трансферные. Кто это?
Turkish Airlines пишет следующее: транзитный пассажир — тот, кто летит с пересадкой на рейсе с одним номером, а трансферный — с разными номерами. Схожее определение приводят «Аэрофлот» и Ural Airlines. Длительность пересадки для трансферного пассажира должна составлять менее 24 часов, уточняют Turkish Airlines и Ural Airlines.
К счастью, в словаре у пограничников присутствуют лишь транзитные пассажиры и транзитная виза — никакой трансферной! Стало быть, и нам забивать голову трактовками авиакомпаний не стоит.
Где посмотреть правила транзита
Надежный источник по правилам въезда и транзита — база данных Timatic. Ее обновляет IATA (International Air Transport Association) — Международная ассоциация воздушного транспорта.
База Timatic предназначена для авиакомпаний. Сотрудник на стойке регистрации вбивает ваше гражданство и страну назначения, дабы проверить, не нужны ли какие-то дополнительные документы.
Timatic доступна на сайтах некоторых авиакомпаний: Emirates, Qatar Airways, KLM, Egyptair. Рассмотрю на примере Emirates.
Все предельно просто. На сайте Emirates нажимаете на Manage → затем на Before you fly → затем на Visa and passport information. Всё, вы попали в поисковую форму Timatic. В поле Passport holder of печатаем Russia, в поле Travelling to вписываем, скажем, Namibia, нажимаем на Add transit countries и выбираем там Ethiopia. Жмем на кнопку Find requirements. Открывшуюся страницу проматываем и видим внизу, что в Эфиопии действительно возможен TWOV — Transit Without Visa, транзит без визы, и прописаны его условия: продолжительность — до 12 часов, запрещено покидать транзитную зону аэропорта.
Мой опыт: транзит через Доху
Я летала из Тбилиси в Йоханнесбург с пересадкой в Дохе (Катар) в сентябре 2021 года. Приобрела единый билет у Qatar Airways. В билете прописаны два рейса: QR356 (Тбилиси — Доха) и QR1363 (Доха — Йоханнесбург).
Первый самолет по расписанию приземлился в Дохе, я быстро прошла проверку ручной клади и очутилась в транзитной зоне. Второй рейс я на табло не обнаружила, спросила у сотрудника аэропорта, к какому гейту идти, тот подсказал номер. Дошла, посидела два часа перед выходом на посадку, загрузилась в набитый битком самолет и отправилась навстречу пингвинам и гепардам на юг Африки.
В общем, ничего сложного. Но тогда, в разгар пандемии, приходилось вдвойне внимательнее вчитываться в правила транзита. Тот же Катар не пускал к себе российских путешественников, однако разрешал транзит.
Чартеры: в чем отличие чартерного рейса от регулярного, плюсы и минусы чартеров, как по ошибке не купить билет на чартер.