Во вторую встречу со Стамбулом наконец добралась и до музеев. С Москвы такого не было, объявляю #museumTime с целью исправиться! Вдруг кому-то тоже нужен глоток прекрасного с многовековой выдержкой.
Итак, Музей мозаик Большого дворца.
Откапывали всё это великолепие в 1935-1938 гг., а восстанавливали в 1983-1997 гг. Музей работает с 1987-го и находится прямо на месте раскопок.
А теперь от занудных цифр к цифрам веселым 😋
Кусочки византийских мозаик (тессеры) имеют сторону 5 миллиметров. На 1 квадратный метр приходится примерно 40 тысяч (!) таких кусочков. Добавим к сказанному тот факт, что от оригинального произведения уцелела лишь 1/7 часть… Ох, и труда же было вложено во всё это великолепие!
Как можно видеть на фото, многие мозаики расположены на стенах. На самом деле все они покрывали пол по периметру перистильного двора Большого дворца (того самого дворца, от которого в Стамбуле также Буколеон остался).
Про гипостиль в связи с Карнакским храмом я уже рассказывала (колонны поддерживают потолок зала); перистиль же — это прямоугольное пространство, окруженное колоннадой. Ниже — реконструкция для наилучшего понимания.
👣 Да, вы верно всё поняли. По этим мозаикам ХОДИЛИ. И спустя столетия — вот они. Даже зная, что при создании использовалось специальное прочное непрозрачное стекло с примесью металлов, не перестаю удивляться..!
К слову о столетиях. Мозаики датируются второй половиной VI / первой половиной VII в. По одной из версий, они были выполнены при императоре Ираклии I. В пользу этой версии существует как минимум два довода.
🌾 Первый: правитель провел молодость в Северной Африке. Отсюда столько африканских животных и сцен сельской жизни (Египет с его плодороднейшими почвами — кормилец многих государств в те времена).
🐘 Второй довод: император завоевывал Азию (например, Междуречье), а значит, византийцы воочию могли наблюдать таких азиатских «коренных жителей», как боевые слоны и леопарды.
🧩 Никаких подписей рядом с мозаиками, кстати, обнаружено не было, поэтому ученым приходится самостоятельно их интерпретировать.
Например, по краям мозаичного полотна проходит узор из растений, животных и масок (а быть может, человеческих лиц; см. фото выше). Одно из таких то ли лиц, то ли масок — предположительно лицо поверженного варварского вождя. Возможно, нашего далекого предка! 😃 Приобрела себе магнитик по такому случаю ^^
🎨 Любопытно, что среди всех изображений нет ни сцен из Библии, ни войны, ни императора. Зато есть мифологические сцены (химера), деревенский быт (мальчик, кормящий ослика; богатый деревенский дом), природа (кипарис), животные в большом количестве, охота (на леопарда), травля зверей на Ипподроме…
Особенно много эпизодов, где животные поедают друг друга. Считалось, что заказчику мозаики с подобными мотивами передается жизненная сила изображенного хищника.
🙀🧟♀️ На силу не надеюсь, но вот стою и бессердечно умиляюсь, пока леопардик впивается когтями-зубами в олененочка. C’est la vie.
А вы бы предпочли, чтобы оленята жевали леопардов? Это… уже какая-то довольно жутковатая сцена из зомби-фильма получается 😆
Кстати, кто смотрел сериалы BBC, думаю, испытывает к хищникам (если вообще что-то к ним испытывает) не меньшую симпатию, чем к травоядным. Как их копытные топчут во время погони! О_о Это вам не брикет с заморозкой достать из холодильника.