Карфаген, что стоял на торговых путях в самом центре известного цивилизованного мира и поднимался из пепла снова и снова.
И Рим, столь многое наследовавший у греков, в том числе — их войну с Карфагеном.
В Тунисе уже снимали космическую сагу. Появится ли у эпичного противостояния Рима и Карфагена своя, античная, сага? (Услышь, HBO! 😆)
Пока же надеяться на экранизацию не приходится, предлагаю оживлять великий город силой мысли, а не кино. Отправляемся в Картаж, пригород Туниса.
В 1979 году руины Карфагена (Archaeological Site of Carthage) признали объектом Всемирного наследия Юнеско, и сегодня это группа археологических парков и музеев. Я отметила их на карте ниже.
Чтобы перемещаться по обширной территории было еще веселее, можно организовать себе вот такой «квест»:
Термы Антонина
Античные бани построены во 2 веке — в период правления Антонина Пия, четвертого из так называемых «пяти хороших императоров» времен расцвета и стабильности Рима.
Термы Карфагена стали одними из крупнейших в Римской Империи. Размах величественного комплекса прекрасно демонстрируют восстановленные колонны верхнего этажа.
Римские виллы
Этот археологический парк позволяет представить, как выглядели кварталы Юлии Карфагенской. Именно так изначально называлась римская колония. Ее спустя столетие после опустошения пунического* Карфагена — ровно на том же самом месте — велел основать Гай Юлий Цезарь.
* Пуни — латинский вариант названия финикийцев-карфагенян.
Главный «экспонат» — вилла, неплохо реконструированная в 60-е годы. С колоннами из розового мрамора и мозаикой с изображением птиц. Отсюда название места — «Вилла с авиарием» (Villa of the Aviary; авиарий — это большой птичий вольер).
Чаще, чем пернатые, в Тунисе встречаются, наверно, только вездесущие лошади 🤭 Ниже — конная мозаика и та самая «птичья вилла».
Если в ваш приезд музей Бардо будет по-прежнему закрыт, то наблюдать древнеримские мозаики вот в таком виде — устилающими землю (или подпирающими стены) — практически единственный тунисский вариант. Второй способ — наведаться в Археологический музей города Суса.
Театр
В этой части Картажа, к сожалению, смотреть не на что. От римского театра остались разве что камни, в нескольких местах использованные при постройке современных трибун. С 1964 года тут проходит музыкальный Международный фестиваль Картажа. Статуи, обнаруженные при раскопках, отправили в музей Бардо.
Акведук Загуана и цистерны Ла Мальги
132-метровый (это в Африке-то!) римский акведук уже получил от меня тонну текста, поэтому просто покажу цистерны, снабжавшие водой весь Карфаген, в том числе и термы Антонина.
Здесь заканчивался путь воды, бежавшей из далекого Загуана.
Прежде чем в 20 веке наконец попасть в руки археологов, комплекс долго находился во власти местного населения. Со Средних веков жители не переставали переизобретать назначение цистерн, и те превращались то в конюшни, то в амбары, то в жилые дома…
Амфитеатр
Время, чудовищная реставрация, мародерство — и от амфитеатра, восхищавшего путешественников еще в Средневековье, уцелела одна арена. Даже стену вокруг нее восстанавливали. Трибуны обратились в прах, а подвальные помещения закончили разрушать лишь в конце 19 века — после установки часовни в память о мучениках-христианах. Предполагается, что во времена гонений на христиан (3 век) на этом месте предавали смерти неугодных.
Национальный музей Карфагена и собор Святого Людовика
С холма Бирса, где сейчас высится собор Св. Людовика, начинается история Карфагена и им же заканчивается.
В 9 веке до н. э. холм опоясывала, согласно легенде, лентой из бычьей шкуры финикийская царевна Дидона — при покупке земель для нового государства у местных племен. В 146 г. до н. э. во время осады города тут скрывались последние защитники пунического Карфагена…
В конце 13 века в результате Восьмого крестового похода исчезла и римская крепость. Мусульмане решили самолично уничтожить город, лишь бы еще раз не сдавать его французам. Древнеримские постройки, как это было заведено, пошли на строительство соседнего Туниса и других городов.
Король же, Людовик IX, покусившийся со своим походом на север Африки, заболел и умер, не дождавшись выгодного для Франции перемирия. В период французского протектората на вершине холма Бирса в его честь возвели собор. Недалеко от белых стен «акрополя» находится Национальный музей Карфагена. В «квест» не вошел, потому что был закрыт.
Квартал Магон
Как бы не стремились римляне стереть с лица Земли ненавистный им город, частица прошлого всегда выживает. Изучая остатки пунического квартала (Quartier Magon), ученые даже по таким крохам устанавливают, чем пунийцы украшали дома (мозаика, плитка, лепнина…), как были устроены улицы Карфагена и что представляла собой защищавшая его с моря стена.
Что же касается самых непримиримых врагов Карфагена, они так и не увидели город в огне. И Катон, и Масинисса умерли, пока Карфаген держал осаду (видимо, от старости).
Катона все знают по знаменитой фразе «Карфаген должен быть разрушен». Без нее римлянин не мог закончить ни одну речь. В чем причина столь неуемной одержимости? Да-да, осточертевший Ганнибал и его многочисленные победы, унижающие достоинство Рима. Вот только ли в этом дело?
Уже, кажется, и Вторую пуническую выиграли, огромную контрибуцию навязали, отобрали Иберийский полуостров с его серебром. Вот нумидийский царь Масинисса соседние карфагенские территории грабит, а Карфаген и пальцем пошевелить не может — ему без одобрения Рима даже в родной Африке воевать запрещено!..
И что же? Карфаген снова процветает! Еще и докучает своими маслом и вином италийским землевладельцам. Среди которых… Катон 😂
В общем, очевидно ведь — город следует сжечь.
Любопытный исторический бумеранг: 6 веков спустя разграблен будет уже Рим. И беда — в лице Гейзериха, короля вандалов — придет… из Карфагена*!
* Карфаген почти сотню лет пробыл столицей Королевства вандалов и аланов (5-6 века).
Музей раннего христианства
Археологический музей расположен на месте раскопок Карфагена. До пунического уровня ученые решили тут не копать, дабы не повредить останки более поздних периодов.
Среди экспонатов выделяется коллекция римских и раннехристианских мозаик, обнаруженных среди руин города.
Военный и торговый порт
Когда-то военно-морская и торговая гавани олицетворяли мощь пунического Карфагена. Пусть это и сложно представить, глядя из «сейчас» на два заросших пруда.
Занятно, что Римская Империя, ковавшая величие в противостоянии Карфагену, великой морской державой стала тоже благодаря ему.
Разумеется, у римлян были корабли и до Первой пунической войны. Вот только ничего крупного строить они не умели. Ситуация изменилась, когда на италийский берег после крушения выбросило тяжелую карфагенскую квинквирему. Получить в руки корабль, к которому не осмеливалось приблизиться ни одно римское судно! Фантастическая удача. Копируем!
Впрочем, оригинальности римлянам тоже не занимать. Именно они первыми применили тактику абордажа. И превратили морское сражение в битву «на суше», где им не было равных.
Тофет Саламбо
После прочтения сжечь (что / кого?)
Не великие мореходы, успешные торговцы и ремесленники — куда там! Кучка архизлодеев, не жалевшая для ненасытных богов собственных детей. Интересно, что бы сказали карфагеняне, узнай, какие кровавые подробности столетие за столетием будут сопровождать их имя?
Про злодеев-пунийцев много, гневно и с отвращением писали их закоренелые враги — греки и римляне. Карфаген если что-то и говорил в собственную защиту (или в ответ рассказывал о жестокости самих римлян), то эти источники не сохранились.
Больше всего свежего масла в жертвенный пунический огонь, пожалуй, опрокинул Флобер. Поездка к руинам Карфагена так распалила его воображение, что в романе «Саламбо» на корм богам едва не отправился 10-летний Ганнибал! По сюжету, его спасает отец — Гамилькар Барка, — подменив мальчиком-рабом. Карфаген только что проиграл Первую пуническую войну, выплачивал контрибуцию Риму и не смог рассчитаться с наемниками (обычно воевал их руками). Поднимается восстание, которому силится противостоять Гамилькар. Менее крепкие духом пунийцы приходят в отчаяние и во время осады города — под любопытствующим взором Рима — решаются на массовое жертвоприношение.
Греко-римский и библейский вымысел?
Гигантские идолы с печами в животах, младенцы и их улыбающиеся родители… Присяжные делают вид, что совещаются, и выносят единодушный приговор. Однако тут приходит 20 век и внезапно начинает задавать вопросы. Например, к непредвзятости источников. К слову, все очевидцы пунических зверств — как-то сплошь древнегреческие историки…
Камешек на другую чашу весов среди прочих кидает Айзек Азимов. В рассказе «Мертвое прошлое» его герой настолько одержим идеей восстановить репутацию пунийцев, что готов не только пожертвовать своей и чужой научной карьерой, но и пойти против закона. Пойти на всё, лишь бы с помощью запретной технологии заглянуть в прошлое (лучше всего — в момент очередного кризиса, скажем, в год высадки Сципиона на африканском континенте) и заявить миру: «Глядите! Сейчас бы россказни римлян назвали военной пропагандой!»
В научно-популярных трудах Азимов не поднимает тему жертвоприношений, хотя все так же сочувствует карфагенянам (им не оставили возможности высказаться), восхищается их мужеством при защите города и призывает не принимать за чистую монету каждую историю римлян о заклятых врагах.
С развитием археологии и смежных наук дискуссия вспыхивает с новой силой. Ученые проникают в Карфагенский тофет, выкапывают тысячи урн с прахом, читают посвященные богам — Баал-Хамону и Танит (Тиннит) — надписи на стелах…
Итак, первобытное мышление пунийцев, перенявших финикийские ритуалы? Или же беспринципное желание Рима оправдать уничтожение Карфагена?
Две истории одного города. Жертвенник или кладбище?
В последнее время с карфагенян то снимают обвинения в детоубийстве, то вновь клеймят. В 2010-х годах спор разгорелся на страницах научного журнала Antiquity. Началось все с исследования, опубликованного в журнале PLoS ONE.
Группа ученых проанализировала 348 погребальных урн и пришла к выводу, что останки не подтверждают гипотезы о частых и систематических жертвоприношениях младенцев-пунийцев. Джеффри Шварц и его коллеги утверждают, что большая часть детей и не годилась на эту роль — они умерли вскоре после рождения или уже в утробе матери. Таким образом, возрастное распределение хорошо согласуется с современными данными об ожидаемой младенческой смертности, а никак не указывает на жертвоприношение как обязательную причину смерти.
Повесить на карфагенян убийство первенцев мужского пола также не вышло. В выборке девочек оказалось даже больше, чем мальчиков! Совершенно наперекор картинам, нарисованным еще в Ветхом Завете.
Как бы то ни было, скоро появилась вторая группа ученых. Они взяли те же образцы (чуть меньшее их количество) и уже на своих цифрах показали, как плохо Шварц и Ко умеют определять возраст (сделать это действительно непросто). К полу, видимо, прицепиться не получилось, поэтому Шварцу и Ко втолковывают, мол, не так уж и часто про жертвенных мальчиков в Библии говорится… вот про девочек и мальчиков — гораздо чаще!
За «пессимистами» последовали другие исследователи… Последняя статья, что мне удалось найти, в заголовке имеет слова «Две истории одного города» 😄 Противостояние ученых — и их противоположных трактовок — продолжается!
Почему же человечество столь одержимо этим эпизодом древней истории? И, главное, какой ответ нас устроит? Гуманные карфагеняне? Карфагеняне-монстры? Узнаем.
Мне же почему-то вспоминаются слова Роберта Сапольски. Если изобразить врага не-человеком, преуспеть и включить механизм отвращения к нему… дальше ЛЮБЫЕ твои действия выглядят оправданными.
И вот уже рыцарь превращается в дракона, тонкая пленочка цивилизованности испаряется, и нас отбрасывает в прошлое без всякой машины времени.
К слову о времени и (бес)конечных историях.
В 1985 году мэры Рима и Карфагена (Картажа) подписали символический мирный договор. С учетом этого Третья пуническая война стала самой долгой в истории человечества. Формально (совсем формально 😂) она закончилась спустя 2134 года.