Амфитеатр в Эль-Джеме свидетельствует как минимум о двух вещах. Во-первых, несмотря на значительную удаленность от Карфагена, город, где возвели столь грандиозное сооружение, несомненно процветал. И во-вторых — о невероятной мощи древнеримской пропаганды. Построить в отдаленной провинции амфитеатр, мало чем уступающий римскому Колизею! Да, мы настолько круты и можем себе это позволить. Теперь представьте, что мы творим в сердце Империи.
Эволюция «Хлеба и зрелищ». От монстров на арене к симфониям Моцарта
От овальной арены амфитеатра расходятся четыре концентрические галереи со зрительскими местами. Сидя здесь, довольно нетрудно вообразить, как внизу, на горячем песке, стряхивая с лица разъедающие глаза ручьи пота, вновь и вновь налетают друг на друга обреченные и неистовые в своем желании выжить гладиаторы.
Чтобы усилить впечатление, следует спуститься и побродить по нижнему этажу. Среди клеток, из которых наверх отправляли раздраконенных диких животных, и камер для рабов. Или же запрокинуть голову — и представить сыплющийся песок, стук копыт и хрипение обезумевших лошадей, участвующих в гонке на колесницах.
В нынешние времена зрителей развлекают совсем иначе. С арены поднимаются уже не вопли ярости, ужаса и боли, а музыка Моцарта и Штрауса, песни Шарля Азнавура и Эдит Пиаф. Ежегодно в Эль-Джеме проходит Международный фестиваль симфонической музыки (Festival International de Musique Symphonique d’El Jem).
Мне подобная смена проведения досуга видится прекрасной иллюстрацией тренда на снижение насилия. Всё по Стивену Пинкеру с его «лучшими ангелами» (см. книгу «Лучшее в нас. Почему насилия в мире стало меньше»).
Амфитеатр на экране: кровь, пот, мечи и бутсы
Самое распространенное заблуждение об амфитеатре в Эль-Джеме — будто бы здесь снимали «Гладиатора». Нет, Максимус не окроплял бутафорской кровью здешний песок. Съемки знаменитого фильма проходили в Марокко (сцены подготовки гладиаторов) и на Мальте — там из гипса и фанеры соорудили треть копии римского Колизея, остальное позднее дорисовали на компьютере.
Зато на гладиаторской арене скрещивали невидимые мечи вполне реальные Юэн Макгрегор и Чарли Бурман. В документалке «Долгий путь на юг» (2007) они пересекают Африку на мотоциклах: в Тунисе актеры-путешественники заезжают в Эль-Джем, а также на одну из многочисленных съемочных площадок «Звездных войн».
(Будучи на арене, сложно удержаться от жеста (не)доброй воли 🤭 Тот случай, когда никак не определишься, с какой ноги ты встала сегодня 😇😈 Бедный-бедный Максимус!..)
Владельцы же телевизоров из девяностых вряд ли забудут рекламу Nike (Good vs Evil, 1996), в которой звезды футбола — Роналдо, Клюйверт, Кантона и другие — противостоят Злу на поле-арене амфитеатра Эль-Джема. Противостоят, естественно, мячом и бутсами.
Младший брат Колизея
Амфитеатр в Эль-Джеме — один из крупнейших римских амфитеатров и с 1979 года числится в списке всемирного наследия Юнеско. Размерами и вместимостью он уступает Колизею в Риме (35 тыс. против 50 тыс. человек), однако выигрывает, если говорить о степени сохранности. Мало какие римские руины в принципе могут соперничать с этим везунчиком. Скажем, амфитеатр в Карфагене, даром что крупнее и «столичнее», практически стерт в пыль. Достойным конкурентом, на мой взгляд, выглядит амфитеатр Пулы в Хорватии, реконструированный в начале 19 века.
📸 Созерцать амфитеатр лучше всего с северо-запада. В противоположной стороне от входа, между руинами и ограждением будет достаточно пространства, чтобы беспрепятственно (и без особых объективов) поместить амфитеатр в кадр целиком. Снимать следует ближе к вечеру — солнце успеет переместиться за правое плечо и перестанет слепить.
Пишу эту вставку, потому как собственными глазами наблюдала повторяющийся сюжет. Очередная порция туристов довольствуется ареной, выходит с территории амфитеатра, поворачивает направо, покупает в одной из лавок «розочку пустыни» или какой-другой сувенир… и внезапно обнаруживает замечательный вид на амфитеатр. Но уже за забором.
🍵 К слову, если сохранить билет, охрана без проблем — в тот же день — пропускает обратно. Можно переждать жару в Археологическом музее, испробовать мятный чай с кедровыми орешками в кафе неподалеку и вернуться.
Особой же пикантности амфитеатру Эль-Джема добавляет место строительства — на севере африканского континента, вдали от побережья.
«Жем-Жем?» Про Тиздрус, Гордианов, кратчайшее правление и недострой на купюрах
В 3 веке, во времена строительства амфитеатра, городок Эль-Джем — или просто «Жем», как еще можно услышать, например, от местных водителей маршруток, — носил имя Тиздрус (Thysdrus). Под стать названию, которое в отличие от нынешнего и в голову не придет (легко)мысленно мазать на хлеб, город был красив, богат и соперничал с Сусом*: кому из них двоих идти сразу за великим Карфагеном.
* Тогдашним Гадруметом. Ох уж эти… «гордианистые» имена! 😆
Тиздрус так бы и процветал — снабжал всех оливковым маслом и прочей сельскохозяйственной продукцией, обрастал термами и виллами с забавными мозаиками — но в 238 году стал родиной мятежа (не «выходного дня», но близко). Проконсул римской провинции Африка Гордиан I, что вынужден был возглавить неудавшееся восстание, повесился. Его сын-соправитель Гордиан II погиб в битве. 22-дневное правление Гордианов вошло в историю как самое короткое среди римских императоров.
Тиздрус, как и полагалось в таких случаях, разграбили. В отмщение и назидание. Строительство амфитеатра Гордиана было заброшено. Впрочем, даже в незаконченном виде, спустя почти 18 столетий, он способен повергнуть в изумление: сложно отрицать масштаб и величие древнеримской постройки.
В 2017 тунисцы поместили изображение амфитеатра на реверсе купюры 20 динаров. Получилась замечательная, узнаваемая банкнота! Отличную пару ей составляет акведук Загуана, красующийся на 5 зелененьких динарах с 2020 года.
P.S. Мое исчезновение легко объясняется цифрами: меньше 3 месяцев и 18 новых городов и городков (10 из которых — за последний месяц!). Видимо, самое время немного успокоиться и посидеть на одном месте 😂 Заодно вспомнить, что неплохо бы иногда еще и писать о своих приключениях. Вторая причина — сплошные 38-48 градусов 🥵