Продолжаем паломничество по местам съемок «Звездных войн» в Тунисе. Ранее мы наведались к дому Энакина Скайуокера, нашли город, поделившийся именем с Татуином… однако саму испещренную дюнами планету так и не увидели. Третий эпизод нашей космической тревел-оперы отчаянно требует сокрушительного жара пустыни!
«Эпизод III — Месть солнца»
Северная граница Сахары.
Джорджу Лукасу нравился здешний свет, цвет неба и песка. Как и в целом атмосфера Туниса. Изначально режиссер вообще возжелал вернуться ровно на те локации, где снимали материал для оригинальной трилогии Star Wars. Помешало то, что спустя 20 лет они чересчур изменились — «осовременились» — и больше не годились на роль экстерьеров Татуина.
Замену нашли быстро: производственный офис развернули в Palm Beach Hotel в Тозёре, а гоночный трек и улицы инопланетной Мос-Эспы воздвигли прямо посреди пустыни, к северо-западу от города.
Съемки в Тунисе проходили в конце июля — первой половине августа. И самыми тяжелыми, по общему признанию создателей и актеров, стали две недели изнуряющей жары. Как вспоминал* Юэн Макгрегор, «Двери <гримерки с кондиционером> открываются… Ты выходишь — и весь твой грим сразу же стекает тебе прямо на плащ».
* Из документального сериала «Долгий путь на юг» (2007).
Летом температура в регионе достигает 50-55°C в тени. Безжалостное солнце не только множило работу гримеров (актеру, который сыграл Дарта Мола, пожалуй, чертовски повезло 😁), но и представляло серьезную угрозу для здоровья. Особенно для здоровья тех бедняг, кому приходилось влезать в тяжелые резиновые костюмы и маски инопланетян. Кадры со съемок Эпизода I так и пестрят зонтами — под ними прячутся и главные звезды, и многочисленная массовка.
Что поддерживало команду на плаву? По словам Лиама Нисона*, все смотрели на Джорджа Лукаса — в его синих джинсах, совершенно невозмутимого — и думали: раз уж он не жалуется, то и нам определенно не стоит.
Лукаса же захватили воспоминания-переживания 20-летней давности и… полное ощущение того, что «Это выглядит как Татуин. Да, это “Звездные войны”!».
* Здесь и далее: из книги “Star Wars: The Making of Episode I — The Phantom Menace”.
Татуин: магия и изнанка декораций
Поверить в перемещение на пустынную планету мне помогла одна существенная деталь. Помимо водителя, который доставил нас на джипе из ближайшего поселения Нефта, на площадке было… еще 4 человека. Торговец сувенирами, парень с верблюдом и двое франкоговорящих туристов. Вот и весь «галактический сброд».
(Позже окажется, что ребята поселились с нами в том же отеле Тозёра, мало того — до Кайруана мы вместе делили автобус!)
Взгляните на видео ниже и сравните с теми ЗВ-роликами, что видели (если видели) прежде. Никаких возгласов «Я на Татуине!!!». Ти-ши-на.
За безлюдный подарок судьбы, полагаю, стоит благодарить ту самую июльскую — убийственную — жару. Она же то и дело загоняла меня в тень декораций и тем самым помогла разглядеть их устройство вблизи.
Первое, что бросается в глаза: а крыша-то — ненастоящая! 😂 Причем у большинства конструкций.
В целях экономии бюджета декорации Мос-Эспы строили немногим выше роста актеров — только самое необходимое. В случае чего, недостающие элементы всегда можно было отрисовать на стадии постпродакшена. Для этого команда возила с собой 1140 (!) метров хромакея.
При этом декорации сделаны невероятно хорошо. Никогда и не подумаешь, что многочисленные купола практически висят в воздухе, — пока не заберешься под них.
Стоит нырнуть внутрь — и все секреты «пантеонов» буквально вываливаются наружу. Типичная постройка представляет собой деревянный каркас, обтянутый сеткой Рабица. На последней и держится вот эта застывшая «пенка» (см. фото снизу справа) — разновидность полимербетона.
Различные детали — например, двери, дверные коробки, трубы, а также влагоуловители, без которых немыслим Татуин (и по которым мы его узнаем), — выполнены из фанеры и покрашены.
Враг, который всегда возвращается
Второе, чем неожиданно порадовал меня «Татуин», — это состояние декораций.
Не поймите неправильно, два с половиной десятилетия не прошли для них бесследно. Внутренности так и норовят сбежать на волю, и отдельные элементы конструкций отвалились и давным-давно затерялись в песках. Однако я рассчитывала застать полнейшее запустение. В особенности если вспомнить, ГДЕ мы находимся.
В некоторых видео на YouTube люди демонстрируют такие песчаные наносы, что площадка начинает напоминать намибийский город-призрак Колманскоп 😂 Здорово видеть, как о Мос-Эспе лучше заботятся! (Осталось верблюдов держать подальше от декораций…)
Я много говорила про сахарское солнце, но оказалось, у съемок в пустыне бывает куда более свирепый враг. Буря.
С громом, молниями, безумным ветром, она бушевала вечер и еще полночи. Когда команда наконец смогла попасть на площадку, та выглядела, словно по ней прошелся торнадо!
50 тонн материала, доставленные в Мос-Эспу, — костюмы, парики, палатки, детали декораций, гоночные поды (об этих малышах-карах печалились особенно) — были рассеяны, перевернуты, местами даже уничтожены.
Нотку мистики в историю привносит тот факт, что буря в Южном Тунисе стала не первой для фильмов «Звездные войны». Свое чувство явного дежавю Лукас выразил соответствующе: точно бы буря ждала эти двадцать лет, чтобы именно сейчас вернуться.
Впрочем, гораздо удивительнее другое. Несмотря на катастрофу, съемочная группа ни на день не выбилась из графика! Один уголок чудом сумел пережить роковую ночь — там и продолжили работу. Все же не занятые в эпизоде члены команды в едином порыве бросились восстанавливать декорации.
1400 костюмов выкапывали из песка и чистили. Здания лихорадочно перекрашивали. Натали Портман, юная королева планеты Набу, как минимум дважды застревала обувью в свежей краске. В книге “Star Wars: The Making of Episode I — The Phantom Menace” говорится, что отстраивать разоренную Мос-Эспу приезжала даже тунисская армия! 😂
Продюсер Рик Маккаллум, подводя итоги, назвал съемки в Тунисе одновременно нервирующими и захватывающими — «чистый адреналин»!
Шкурку Чубакки за голову Дарта Вейдера
Перед тем как вернуться в Нефту (к слову, дорогу — довольно приличный асфальт — при мне лишь в одном месте занесло песком), а оттуда в Тозёр, отправимся в последний, прощальный, кружок по песчаным улочкам.
Архитектура Мос-Эспы выдержана в том же стиле, что и в предыдущих фильмах. Чтобы она отличалась от космопорта Мос-Эсли из трилогии 70-80-х годов, создатели сделали город больше и «традиционнее». За налет Старого мира отвечает, например, центральный рынок. В зданиях явно просвечивают североафриканские мотивы, а к строительству специально привлекали местных рабочих.
Кстати, торговля на рынках «Татуина» продолжается и поныне. Вот только, очевидно, не так бойко, как в прежние времена (когда песок был белее и солнц было два 😄). Возможно, зелененькие «малыши Йоды» и световые мечи поправили бы ситуацию… но тунисцы упорно желают продавать розы пустыни, цветные палантины, какие-то кости (инопланетян?) и склянки с маслами. Хорошо еще «песком Татуина» не промышляют 🤭
Как и любая другая, история даже из далекой-далекой Галактики тоже заканчивается.
Пусть на любые проблемы «всегда найдется рыба больше». Джедаи не будут единственной надеждой. И… никаких «Люк, я твой отец»! 😂
Да пребудет с вами Сила!